Что такое кризис? Большой энциклопедический словарь нас учит: «От греческого krisis – решение, поворотный пункт, исход, резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние; острый недостаток, нехватка чего-либо». Для меня кризис – это именно «переходное состояние», при котором имеющиеся средства достижения цели перестают работать, возникает необходимость в свежем, инновационном взгляде. Я бы также назвал кризис естественным условием развития и прогресса.

Кризис пугает, потому что никто не хочет резких перемен. Люди стремятся к стабильности и безопасности, к постоянству во всем, забывая, что постоянство исключает развитие, а безопасность иллюзорна. Кризис эту иллюзию как раз и разрушает.

Первая реакция на кризис – будет только хуже. Но это, очевидно, не так: многие великие люди именно в кризисные моменты начинали свою деятельность, которая в итоге привела их к богатству и успеху. Крупнейшие мировые компании, такие как DuPont или Pixar, приходили к поворотным рубежам, когда их судьба менялась кардинально. Вспомните, как Стив Джобс, изгнанный из Apple, хотел в начале 1990-х продать терпящую убытки Pixar, но «История игрушек» оказалась фантастическим хитом и предопределила новое направление развития студии. Тед Тернер, основатель CNN, работая в рекламном агентстве отца, пережил его самоубийство, был вынужден влезть в огромные долги, но именно этот период стал отправной точкой для принятия решения заняться новым бизнесом: сначала – радио, а потом – телевидением. Рэй Крок занялся сетью McDonald's не  лучший период своей жизни: его карьера сейлзмена зашла в тупик, он судорожно искал средства к существованию, но этот «кризис» надоумил его взяться за McDonald's и превратить несколько не самых великих забегаловок в крупнейшую сеть фастфуда на планете. Заметим, что Кроку в то время было уже больше пятидесяти.

Из всего этого можно сделать главный вывод о кризисе: дело в личном восприятии ситуации. И в нашей реакции на это восприятие.

Нам свойственно сопротивляться кризису. Когда происходит разрыв между ожиданием и реальностью, срабатывает спусковой механизм внутреннего сопротивления. Более того, мы верим, что чем больше мы сопротивляемся, тем мы сильнее. То, чему мы сопротивляемся, сопротивляется нам в ответ с такой же силой, и мы буквально застреваем в борьбе. Мы ходим на работу, находясь в возмущении; мы встречаемся с друзьями и обсуждаем с ними это напряжение; мы еще более заряжены на сопротивление и на новый раунд тупиковых разговоров.

Почему мы так поступаем? Более двадцати лет работы с людьми и компаниями убедили меня, что мы всегда стремимся к тому, что нам ВЫГОДНО. Кризис же нам дает целый ряд возможностей: мы можем умничать и побеждать своих собеседников, показывать свою эрудированность и осведомленность, захлебываться в эмоциях и... продолжать ничего не делать. Выгодно? Безусловно. Признаются ли люди в этом? Скорее всего, нет. Но в глубине души знают, что это правда.

У нас есть железное алиби и оправдание: «кризис – это тупик», «ничего не изменить», «существуют обстоятельства непреодолимой силы». Мы убеждаем себя в том, что бездействие или сопротивление – самые эффективные способы взаимодействия с кризисом, а это, в свою очередь, не позволяет нам достигать важных целей.

Как же тогда быть?

1. Нужно начать думать о кризисе как о возможности. Мы видим то, что хотим увидеть. Если мы видим, что ситуация тупиковая, то мы находим этому доказательства. Если мы будем относиться к кризису как к возможности, то мы, скорее всего, увидим выходы из тупика.

2. Начать задавать себе честные вопросы и честно отвечать. Чем раньше начать спрашивать себя: «А что для меня действительно важно?», «Что мне необходимо сделать?» – тем быстрее можно кризис миновать. Кстати, не менее честно было бы спросить себя: «Почему мне выгодно бездействовать?»

3. Проявить активность. Прекращайте ворчать. Подумайте сами, если мы распространяем кризис  значит, мы в него верим и позволяем ему быть. Обратите внимание на то, какую обстановку вы создаете вокруг себя. Вы меняете к лучшему или усугубляете плохое настроение? Вспомните – друзья после общения с вами вдохновлены или пружина напряжения в отношениях еще больше сжалась? Если верно последнее, то кризис в первую очередь у вас в голове и вы его носитель.

4. Воспринимать кризис как точку принятия решения. Представьте, что кризис – это момент, в котором вы совершаете выбор. Яркая и заметная точка, чтобы начать действовать проактивно. Сейчас или никогда.

5. Посмотреть на ситуацию сквозь «увеличительное стекло». Кризис всегда выявляет скрытые конфликты, проблемы в отношениях. А это значит, что настало подходящее время привести все в порядок. Я не предлагаю надеть розовые очки, нет. Я понимаю, что кризис – это сложный период и часто трагический, но он связан не с внешними факторами, а с внутренними. Все события нашей жизни мы сами наделяем смыслом, даем им интерпретацию, а значит, и кризис мы можем рассматривать как чистку, ну или в крайнем случае как необходимое хирургическое вмешательство, которое приведет к оздоровлению.

У меня был клиент, который в кризис уволил около тысячи человек, но сделал это так органично и уважительно, что через год многие вернулись. Эта болезненная процедура также стала способом отфильтровать людей с упадническим настроением, которые заражали им остальных. Другие мои клиенты перестали в кризис агрессивно захватывать рынок и решили концентрироваться на качестве сервиса; через год показатель удовлетворенности клиентов сильно вырос, да и рынок стабилизировался.

6. Начинать перемены, которые вы откладывали на потом. Кризис – ускоритель времени и действий, ведь никогда не поздно менять и создавать новую культуру.

7. Напоминаю, что кризис – это ситуация, которая требует новых решений и действий, а значит, и новых идей. Это приглашение к мозговому штурму, к проявлению креативности.

В чем главная прелесть кризиса? Внешне условия меняются одинаково для всех, а интерпретацию привносят люди – кто-то правильную, а кто-то нет. И те, кто готов принять вызов, рискнуть и создать что-то новое, получат конкурентные преимущества. Как величайшие бизнесмены или политики прошлого.