В июне Facebook завершит сделку по покупке финского стартапа Pryte – разработчика сервиса, который предоставляет пользователям мобильный интернет в нужный момент и для нужных приложений. У самого сервиса еще нет рыночной реализации, как будет его использовать социальная сеть, пока непонятно. Известно лишь, что команда Pryte войдет в состав команды Facebook и будет помогать компании завоевывать развивающиеся рынки.

Slon задал несколько вопросов директору Pryte Маркке Мякеляйнену. Он не стал отвечать на вопросы о сделке с Facebook, но рассказал о концепции и технологии, разработкой которых занимается стартап.

– В своей концепции вы объясняете, что сверхзадача – улучшение в пользу потребителя всей системы мобильных приложений. Сейчас эта система развивается не в его пользу?

– Она развивается так, как должна развиваться, но с несколькими существенными недостатками, которые можно исправить. Сегодня все мобильные экосистемы устроены следующим образом: вы покупаете смартфон с набором предустановленных программ. Предполагается,что производитель или оператор создает для вас комфортные условия, он отбирает лучшие приложения, обеспечивая вас разными услугами. 

Но у этой модели есть и другая, антипотребительская сторона. Каждое второе предустановленное приложение не используется. При этом общая масса предустановленных приложений серьезно влияет на энергопотребление гаджетов, на трафик, на пропускную способность сети, на качество работы приложений, которые вы реально используете, на конечные расходы пользователей. 

Понятно, почему в такой ситуации заинтересованы производители и операторы: они стимулируют покупку (потребитель приучен, что много приложений лучше, чем мало приложений), получают дополнительные доходы, подстегивают трафик и увеличивают темп обновляемости устройств. Но сам пользователь должен быть заинтересован в этом в последнюю очередь. Мы занимаемся разработкой программы, которая бы позволила осознанно экономить мобильный трафик, деньги и максимально улучшать качество работы только самых важных для пользователя приложений.

– В разнообразии приложений и в стремлении донести их до смартфона пользователя, не растеряв по пути, есть понятная рыночная логика. Вы считаете, что интернет-компании и операторы должны ограничивать выбор пользователя?

– Мы не выступаем против рыночной логики, а пытаемся посмотреть на этот рынок с точки зрения разных типов потребителя. И тот факт, что наша концепция близка и таким крупным компаниям, как Facebook, показывает, что она не маргинальна. Есть люди, это уже целый класс, которые стараются не только экономить в личных интересах, но и ответственно подходить к любому типу потребления. Это ответственное потребление можно назвать экологичным – в контексте понятия «экосистема» такое определение смотрится особенно уместно. 

В случае с интернетом и трафиком ответственное потребление пока не очень развито, но это эволюционный процесс: экономить на интернете и экономить мобильный трафик станет так же модно, как поддерживать локальных фермеров и сортировать мусор.

Вообще, у этого тренда есть и еще одно проявление, которое также противостоит одному стереотипу. Считается, что много – лучше, чем мало. Нас приучили к этому конкурентные системы. Но есть такое понятие, как overproduction, перепроизводство. Технологии конечны, каналы, которые они используют, ограничены. Мы привыкли смотреть в «подвал» Gmail и удовлетворенно замечать, что наша почта пока занимает 50% из положенных 15 Гб. Потом будет 20 Гб, потом еще 30 Гб, но в какой-то момент рост закончится. Очень хорошие ученые, в Массачусетсе, в Оксфорде, в Стокгольме, пытаются смоделировать рост данных и определить пределы возможности системы. Тот факт, что у нее есть предел, уже не оспаривается. И перепроизводство приложений этот предел приближает и, можно сказать, негативно влияет на наше качество жизни. 

Процесс объективный, никто не собирается показывать пальцем и требовать от разработчиков ответственности. Можно лишь предложить технологии, которые помогут сбалансировать использование других технологий.

– Вы говорите о глобальной системе приложений в целом. При этом Pryte в первую очередь рассматривают как сервис для развивающихся стран. Именно с задачей ускориться на таких рынках и связывают интерес к нему со стороны Facebook.

– Да, в развивающихся или в совсем бедных странах этот вопрос, как и в случае с любыми другими покупками, стоит намного острее, чем на развитых рынках. При этом большинство потребителей не знает, что, используя приложение, они с 90%-ной вероятностью платят за использование сетей операторов заметно больше, чем могли бы. Вряд ли они знают также о том, что используемые ими приложения съедают ресурсы их гаджета быстрее, чем это может происходить при нормализации использования ресурсов. 

В таких странах наша концепция актуальна еще потому, что там на массовом уровне преобладают дешевые и не очень мощные смартфоны. Скорость работы самых важных приложений – для них существенный фактор. И на операторском уровне их уже не ускорить. Нужны дополнительные опции и инструменты.

– Все-таки как это работает на уровне схемы? У Pryte уже есть готовое решение? Насколько оно автоматизированное?

– Есть технология, которая пока по разным причинам не может быть публичной. Она прошла несколько аудитов, тестов и проверок – вопросов к качеству ее работы нет. Это облачный сервис – посредник между оператором, приложением и потребителем. Он оптимизирует работу одного конкретного приложения. Как он это делает, как раз и есть ноу-хау. 

Образно говоря, это такая выжималка. Задача сервиса в том, чтобы учесть все особенности и параметры использования приложения – тариф оператора, его пропускную способность, возможности устройства, ряд привычек и предпочтений самого пользователя, – и выжать из него все качественные соки, оптимизировать его работу так, чтобы заплатить минимум и получить максимум. 

У такой системы аналитики есть и еще один уровень использования: доступ в интернет, который активизируется только в случае открытия конкретных приложений. Иначе говоря, у пользователя будет не универсальный интернет-тариф, а тариф только на Facebook, только на WhatsApp или только на Instagram. Наш сервис помогает оператору и поставщику приложения просчитать эту тарификацию и организовать ее.

– Когда вы работали над сервисом, то рассчитывали именно на интерес со стороны крупных интернет-компаний или надеялись на какие-то общественные и государственные инициативы?

– Конечно, это B2B-продукт, рассчитанный на компании, которые поддерживают популярные мобильные приложения и ищут пути развития на небогатых рынках. Для них то, что я описал, – объективные условия существования, которые надо как-то преодолевать. В ряде очень крупных регионов – например, в Африке, в части Латинской Америки, – есть один барьер, о котором знают все разработчики крупных приложений: там в среднем на 25% ниже число активных пользователей, чем на развитых рынках. 

Это огромное поле для роста, выйти на которое можно только двумя способами: заметно улучшить платежеспособность населения либо предложить ему инструменты экономии. Первое не под силу даже компаниям-гигантам, а вот находить компромиссы с операторами – рабочая задача. 

Еще одна важная особенность развивающихся рынков в том, что там ниже степень дублируемости сервисов и потребности в такой дублируемости со стороны пользователей. На развитых рынках потребитель использует на мобильном уровне в среднем три социальные сети, два фотоприложения и три мессенджера. В развивающихся странах – одну социальную сеть, одно фотоприложение и два мессенджера. Поэтому для них модель интернета, привязанного к конкретному приложению, объективно выгодна.

– Как происходит взаимодействие с операторами? Они готовы поддержать такую модель?

– Операторы – важное звено. Доступ к части их данных производится автоматически, а часть операций требует согласований и организации определенных процедур. Поэтому Pryte как продукт – это сочетание облачной системы аналитики и готового пакета формализации всех необходимых процессов. Приложение получает под ключ не только данные и систему оптимизации, но и договоренность с операторами на местных рынках, все это мы берем на себя. Обычно все показывают заинтересованность, так как ничего не теряют.

– Правильно ли я понимаю, что после завершения сделки решения Pryte будут работать только с приложением Facebook?

– Без комментариев. Но сервис универсален: купить его и настроить только под себя было бы очень нерационально. Удобнее сделать из него коммерческий продукт для бизнеса.