Глобальный рынок роуминга, по данным его игроков и экспертов отрасли, в этом году может быть оценен в $60 млрд. Сейчас этот «пирог», складывающийся из услуг голосовой связи и передачи данных в роуминге, делят операторы сотовой связи. Аналитики предсказывают рынку рост на 8% в год за следующие четыре года. Однако, принимая во внимание неспешное и неохотное снижение операторами цен на роуминг, сегодня неадекватно высоких, шанс получить эти доходы весьма зыбок. Появившиеся за последние годы мобильные сервисы и приложения намного быстрее и гибче, чем услуги сотовых операторов. Практика их использования заметно снижает необходимость в роуминге как таковом, особенно учитывая, что эти продукты дешевле или просто бесплатны.

Да, роуминг до сих пор приносит операторам значительные доходы. Но за счет чего? Во многом за счет подхода к потребителю. В пределах домашнего рынка мобильные операторы разворачивают маркетинговые и ценовые войны с конкурентами за каждого пользователя; когда сравниваются тарифы, счет идет порой на копейки. Но как только абонент выезжает за границу, отношение к нему сразу меняется. Операторы как будто исходят из того, что у их клиента нет выбора, и если он хочет оставаться на связи, он будет платить в сотни или даже тысячи раз больше, чем дома. Рентабельность абонентов-путешественников зашкаливает, и такое чувство, что операторы убеждены: эта золотая жила вечна. 

Однако давайте посмотрим на самый очевидный из тревожных звоночков, прозвучавших недавно, – покупку социальной сетью Facebook мессенджера WhatsApp за $19 млрд. Сегодня этот сервис отправляет больше сообщений, чем все мобильные операторы мира – SMS. Количество отправляемых SMS падает с каждым днем, а следовательно, падают и доходы операторов. По расчетам Ovum, из-за популярных мессенджеров мобильные операторы недополучили в 2013 году $32,5 млрд. Между тем сами эти сервисы и мобильные приложения: Whatsapp, Viber, Skype, Roamer и другие – не особенно заботятся о быстром получении прибыли. Их главная задача – наращивать пользовательскую базу. Уже сейчас такими продуктами пользуется больше миллиарда человек, и число пользователей вырастет в разы по мере смартфонизации населения.

Тогда спрашивается, насколько защищенными являются доходы операторов от SMS в роуминге? И не стоит ли уже сейчас значительно снизить цены на такие SMS, чтобы ограничить отток абонентов?

Конечно, структура мобильного рынка снижает гибкость ценовой политики: в каждой стране есть как минимум 3–4 крупных сотовых оператора, которые вынуждены индивидуально договариваться с многочисленными операторами за рубежом о взаимных роуминговых тарифах и разделе доходов. И возможно, единственным кардинальным решением в этой ситуации может быть дальнейшая консолидация операторов под зонтиком глобальных игроков. 

Имея достаточно мощностей и трудовых ресурсов, сотовые операторы так и не смогли – или не захотели, опасаясь каннибализации своих доходов, – зайти на рынок мобильных мессенджеров. По большому счету, они не смогли предложить альтернативные мессенджеры, хотя бы частично решающие проблему звонков и общения за рубежом для абонентов, трезво относящихся к своим расходам. 

Правда, сегодня отношение операторов к этому сегменту стало меняться. Например, хороший знак – совместная новость МТС и «Билайна» о планах по созданию универсального мессенджера. Но сложно оценить шансы таких проектов на успех сегодня, особенно зная неповоротливость сотовых операторов. Многое зависит от того, как оценят сервис трендсеттеры, энтузиасты, а ведь это именно те люди, которые давно уже пользуются мессенджерами и другими интернет-сервисами.

Значительное влияние на подход операторов окажет прецедент с отменой роуминга в Евросоюзе. Однако как именно? Европейские операторы будут стремиться компенсировать падение доходов от роуминга внутри Европы за счет более высоких тарифов на роуминг – как для своих абонентов за пределами Европы, так и для иностранцев в Европе. Как отреагируют операторы из других стран, пока неясно. Так что европейская инициатива может только добавить неопределенности и волатильности в доходах. 

В целом в перспективе ближайших 3–5 лет перед мобильными операторами встает серьезный выбор: либо развиваться как высокотехнологичные сервисные компании, ориентированные на конечных пользователей, либо зарабатывать в основном на предоставлении в аренду своей инфраструктуры (с меньшей маржой). Мессенджеры и другие приложения уже частично заменяют сервисы сотовой связи в общении из-за рубежа; одни используют интернет-связь (Skype, Viber), другие GSM (Roamer, TravelSim). В какой-то момент они, вероятно, смогут полностью заменить мобильных операторов.

Конечно, есть еще одна альтернатива – решение вопросов через лоббирование. Например, в США на ограничении принципа сетевого нейтралитета (то есть равного приоритета для разных видов трафика) настаивали не только операторы, но и высокозагруженные сервисы типа Netflix, понимая, что ту же передачу данных в формате 4K на общих основаниях никто поддерживать не будет. Точно так же нынешние игроки рынка роуминга могут законодательно лоббировать свои интересы, ограничивая мессенджеры и другие сервисы, вроде Skype, борьбу с которым российские операторы пытаются вести уже давно.  

Иными словами, чтобы избежать существенной потери рынка, операторы будут вынуждены развивать роуминг не путем придумывания маркетинговых пакетов и спецпредложений, при расчете экономии на которых черт ногу сломит, а путем реальных шагов. Это могут быть и жесткие шаги (лоббирование ограничительных мер), и коллаборация (объединение на поле роуминга с максимальным количеством конкурентов), и снижение роуминговых тарифов до уровня, который будет приемлем и достаточен для среднестатистического пользователя.