Растущая популярность массовых открытых онлайн-курсов, или МООС (Massive Open Online Courses), вызвала к жизни большое количество бизнес-проектов по всему миру. В одной только России они существуют несколько лет, в течение которых смогли привлечь от инвесторов миллионы долларов. Глобальный рынок онлайн-образования за прошлый год оценивался почти в $80 млрд. Как и любая система, переживающая активное становление, МООС подвергается серьезным испытаниям на прочность. Главный вызов: как бесплатно обучать миллионы людей и при этом приносить прибыль своим инвесторам и акционерам? 

Бесплатный урок


В образовательном сегменте мировой венчурной индустрии за последние годы сложилась философия, согласно которой заработок вторичен. Проекты тут в первую очередь должны быть полезны для пользователя, и только потом – приносить прибыль их создателям. В случае с обучением это означает, что оно должно быть бесплатным или условно бесплатным, чтобы покрывать максимально широкую аудиторию. Иными словами, «бедных нужно сначала обучить, а потом уже извлекать из полученного полезного результата выгоду».

Бесплатность базовых сервисов MOOC подчеркивается первой «O» в аббревиатуре – «open». Кроме того, среди игроков рынка есть и некоммерческие компании, такие как платформа edX, основанная Массачусетским технологическим институтом и Гарвардским университетом и объединившая усилия с Google для создания MOOC.org, который проще всего описать как «YouTube для массовых онлайн-курсов». Цели таких проектов – общественная польза, а заодно и создание положительного имиджа для брендов, стоящих за ними. 

Итак, полный переход на платную основу не рассматривает никто из ключевых игроков рынка. В таком случае, как зарабатывать? 
В поисках бизнес-модели компания Udacity, пионер массовых открытых онлайн-курсов по самым разным дисциплинам, пришла к интересному решению в виде курсов, которые спонсируют те или иные компании. Идея заключается в том, что представители компаний, заинтересованных в привлечении людей на свои платформы, сами составляют программы курсов и оплачивают их публикацию на Udacity. Среди заинтересованных – Google, Autodesk, Nvidia и Salesforce.com. 

Кроме того, Udacity, как и большинство других заметных игроков, внедряет модель freemium, предоставляя базовые услуги бесплатно и предлагая дополнительные сервисы и «плюшки» за деньги. Coursera продает пользователям официальные сертификаты об окончании курсов, а студенты Udacity за $150 в месяц могут в любое время пообщаться вживую с наставниками, которые объяснят сложные моменты.

Сами мы также работаем по модели freemium. На сегодня LinguaLeo – крупнейший российский MOOC, 8,5 млн пользователей которого изучают английский язык в игровой форме. Вместо традиционной рекламы в сервисе брендированные партнерами тематические словари. Пользователи оплачивают «золотую» подписку.

Доступность курсов принципиальна – далеко не у всех есть возможность платить. Freemium-модель дает устойчивую финансовую базу для поддержания и развития сервиса, а также позволяет предлагать платные курсы от лучших авторов и издательств, с которыми мы делимся доходами от продаж.

Не хочу учиться


Вторая проблема MOOC, отчасти связанная с первой, – мотивация. Менее 10% пользователей того же Udacity, записывающихся на курсы, доходят до последнего урока, а еще меньше – получают удовлетворительные оценки в финальных тестах. В Coursera аналогичный показатель составляет 4%.

Интересную статистику приводит CEO Coursera Дафне Коллер. Перед прохождением курса все слушатели отвечают на серию вопросов, о том,  в частности, планируют ли они выполнять все задания, чтобы получить сертификат об окончании курса. Среди ответивших положительно 24% студентов действительно завершили курсы. Цифра вселяет оптимизм, но оставляет простор для совершенствования методик удержания слушателей.

Справиться с такой проблемой гораздо сложнее, чем найти пути монетизации. LinguaLeo решает этот вопрос аутентичным живым тематическим контентом и геймификацией обучения. Изучать английский увлекательнее и заманчивее, когда вы слушаете, скажем, песню любимого исполнителя или читаете любимого писателя в оригинале, получая при этом очки опыта и новые уровни за каждое незнакомое слово, по которому вы кликнули в процессе.

Интересные решения предлагают и MOOC-провайдеры, работающие в нишах более широких, нежели изучение иностранных языков. Например, немецкий стартап careerFoundry, недавно запустивший свою «альтернативу MOOC», делает акцент на обучении прикладным специальностям, заверяя участников, что они смогут найти работу сразу по окончании курсов. Среди партнеров компании, заинтересованных в выпускаемых ею специалистах, несколько рекрутинговых агентств и стартап-акселератор Startup Bootcamp.

В свою очередь, россияне из Coursmos видят корни мотивационной проблемы в том, что удаленным студентам сложно сфокусироваться на длинных курсах. В качестве решения компания предлагает «мини-MOOC». Под свои мини-уроки стартап, инкубировавшийся в украинском Happy Farm, уже поднял более $300 тысяч и привлек таких именитых менторов, как Тим Дрейпер и Дейв МакКлюр. Интересная мысль: обучать по высоким стандартам, но щадящими порциями.