Эта статья была опубликована в новом номере мобильного журнала Slon Magazine — «Законы утопии: из чего будут сделаны новые города».

Все номера нашего журнала можно загрузить бесплатно в AppStore

В марте 2014 года на Женевском автосалоне Apple представила CarPlay – систему интеграции iPhone с автомобилем. Совершать звонки, использовать карты с навигацией, переключать треки в плеере и работать с сообщениями в смартфоне можно будет при помощи сенсорного экрана на приборной панели автомобиля. Основной инструмент управления – конечно же, виртуальный помощник Siri. Первыми машины с поддержкой CarPlay покажут Ferrari, Mercedes-Benz и Volvo. Параллельно свою систему Android продвигает в автомобили и Google, поддерживающий коалицию Open Automotive Alliance. Крис Урмсон, глава проекта самоуправляемых машин интернет-компании, называет это «будущим миром автомобилей, которые будут не глупее нас»: «Кто знает, может, в какой-то момент не мы будем управлять ими, а они нами». Что еще появится у транспорта будущего, кроме мозга?

У них будут ноги и руки

Транспортные средства-трансформеры, передвигающиеся в зависимости от местности и задачи то на колесах, то на своих ногах, да еще и хватающие выползающими руками что-нибудь ценное (например, посылки, багаж или мусорные баки), – безумная фантазия, воплощают которую разве что в средненьких фильмах и дорогой рекламе автомобилей. Но известный футуролог Пол Саффо считает, что фантазия это не совсем безумная. В своей концепции гибридного транспорта он описывает мир трансформеров в новой экономике – в свою очередь, тоже постоянно трансформирующейся. 

Во-первых, развивать дорожную инфраструктуру на неосвоенных территориях все менее выгодно: статистика показывает, что новые дороги за пределами агломераций используются все реже и реже. Легче и дешевле предложить индивидуальным пользователям и транспортным компаниям удобные способы передвижения по пересеченной местности, ведь мощные колеса джипов и вездеходов часто не решают проблему, а вертолеты ограничены по своим возможностям. 

Во-вторых, и это самое важное, масштабные инвестиции в промышленную робототехнику, которые намечаются в ближайшее время, позволят автомобильным компаниям оперативно брать с рынка любые необходимые детали и интегрировать их в свои разработки. Научить автомобиль ходить – уже не проблема. Проблема в том, чтобы экономически эти ноги обосновать.

У них будут внимательные глаза

Современный автотранспорт и так нашпигован разнообразными датчиками. При желании водитель может обеспечить себя любым необходимым обзором (некоторые американские компании устанавливают камеры даже в двигатели грузовиков, чтобы зрительно контролировать самые уязвимые элементы). То есть у автомобилей уже неплохое зрение, но его функциональность зачастую ограничивается мониторингом ситуации на дороге в режиме реального времени и ее записью.  

Но у автомобильного зрения будущего есть задача поважнее и поинтереснее – автоматическая поддержка безопасной дистанции. Система, которая плавно тормозит транспорт при приближении любого значительного препятствия, фактически исключает возможность аварии. Над этим работают не только в лабораториях Google, чей беспилотный автомобиль, по заверению разработчиков, уже частично справляется с такой задачей, но и в нескольких крупных автомобильных компаниях.

Необходимые датчики, стандарты безопасного торможения и критерии ощутимой опасности уже есть. А вот главного препятствия пока не преодолеть: система заработает только тогда, когда станет глобальной и обязательной для всех. Увидеть препятствие и притормозить «умный автотранспорт» сможет. Но одновременно с этим остановить автомобиль предыдущего поколения, который мчится сзади, он уже не в его силах. Крис Урмсон уверен, что экосистема безопасных дистанций может сформироваться в лучшем случае к 2035 году.

У них появится голос

Некоторые автовладельцы и сейчас разговаривают со своими автомобилями – такой, казалось бы, излишне уважительный подход к собственности может послужить адаптации к скорому будущему. Футуролог Intel Брайан Дэвид Джонсон считает, что завтрашний день робототехники неразрывно связан с автомобильной промышленностью. Роботы сначала станут частью автомобилей, а потом уже – самостоятельными единицами техники. Прототипы искусственного интеллекта сначала апробируют в автомобилях, а потом уже внедрят в более сложные системы. Лучшие достижения речевых технологий первыми (после военных, разумеется) будут тестировать автомобильные и транспортные компании. 

Исследование Intel подтверждает, что именно автомобильные гиганты проявляют сейчас наибольший интерес к голосовым системам. Почему – понятно: если голосовое управление холодильником или телевизором кажется блажью, то в автомобиле, который еще не стал беспилотником, речевые технологии очень быстро сделаются незаменимыми. Killer app в этой области – полноценный голосовой ассистент, отвечающий на любые технические и справочные вопросы водителя и не требующий ручного ввода информации (собственно, в рамках CarPlay с помощью Siri можно будет читать и отвечать на сообщения, управлять музыкой и картами). 

А если появится возможность не только получать от ассистента сухие данные, но и обсудить с системой новости политики или результаты футбольного матча? Это задача национального масштаба. В Американской ассоциации по безопасности на транспорте считают, что внедрение таких умных помощников уменьшит число смертельных автомобильных аварий минимум в 15 раз. Ассоциация приводит доводы и данные своих психологов: разговаривать в автомобиле – здоровая потребность; разговор, если вести его в нормальном ритме, не отвлекает водителя, а наоборот, заставляет его сконцентрироваться; разговаривать с кем-нибудь за рулем безопаснее, чем оставаться один на один со своими мыслями.

У них будет некий аналог обоняния

«Автомобильное обоняние» – это не какие-то датчики запахов. Это экологические системы, собирающие, обрабатывающие и анализирующие информацию об окружающей среде. Спрашивается, при чем здесь автомобили? Директор американского Института по изучению окружающей среды Майкл Эдельштейн считает, что настоящий прорыв в области экологического мониторинга случится, когда современные автомобили будут повсеместно оснащаться специализированными и стандартизированными устройствами, способными пересылать информацию о состоянии воздуха в городах и на трассах в единый центр обработки данных. 

Как это будет обеспечено? Например, государственными регламентами, обязывающими автопроизводителей устанавливать такие системы. Или же программами, стимулирующими автовладельцев ставить системы добровольно. Главное, что миллионы автомобилей, каждый из которых проезжает за день десятки и сотни километров, станут источником качественно новых данных. Сейчас, говорит Эдельштейн, специалисты могут анализировать изменение экологической обстановки в лучшем случае за неделю, а с помощью автомобильной сети они получат возможность делать это каждую минуту. Что будет своеобразным искуплением грехов автомобильной промышленности перед загрязненной выхлопами планетой.

Ну а пользовательских приложений ждать долго не придется. Автомобиль как источник экологической информации начнет работать и на водителя: навигаторы будут сообщать не только о пробках, но и о том, на какой стоянке за городом лучше остановиться, чтобы воздух был чище, а голова болела меньше.

У них появится иммунитет

По мере развития технологий транспорт будет не только совершенствоваться, но и чаще болеть. Напичканные программами и приложениями, дополнительными системами и датчиками, подключенные к сети, автомобили станут уязвимыми как никогда. И тут же появится индустрия автомобильной безопасности: это и антивирусы, и специальные сервисные центры, центры диагностики, целый рынок специалистов в области безопасности транспортных информационных систем. Обязательная последовательность действий водителя будущего: подзарядить автомобиль на «электрозаправке» и тут же проверить свои антивирусы, обновить или переустановить софт. 

Профессор робототехники из Университета Шеффилда Ноэль Шарки считает, что на автомобильном рынке, как и на рынке робототехники, появится понятие «технологический иммунитет». Разработчики будут искать решения, позволяющие компьютерным системам в авто самим ситуативно вырабатывать механизмы защиты от вирусов и незаконных вторжений. Будут дорогие автомобили с хорошим иммунитетом – и дешевые с плохим. Наверное, появятся и аптеки для автомобилей.