Когда мы только начинали продумывать концепцию конференции EdTech Russia с BeSmart, мы и не представляли, что онлайн-образование стало в России уже целой индустрией. На площадке конференции нам удалось собрать 270 человек (хотя ожидалось 150), пришедших, чтобы понять, как заработать на тех, кто хочет обучаться и обучать. Стало ясно, что сегодня онлайн-образование – очень привлекательная отрасль и для предпринимателей, и для инвесторов. Мы поговорили о множестве кейсов и бизнес-моделей, услышали огромное количество прогнозов на будущее. RusBase собрал несколько прогнозов от спикеров конференции, чтобы понять, чего нам ждать от образования завтра.

1. Стартапы наиграются с контентом и займутся инновациями

Дмитрий Уфаев, предприниматель, инвестор

Сейчас подавляющее большинство стартапов эксплуатирует старую модель обучения, лишь слегка модернизируя ее. К примеру, курс на Coursera – это все еще говорящая голова профессора, тезисы его курса в виде презентации и небольшие тесты на то, как обучающийся понимает материал. То есть по сути ничего не поменялось, просто теперь профессора транслируют свои лекции в записи на большую аудиторию. А будущее за новыми подходами, за, возможно, еще не открытыми методами и способами, за революционными интерфейсными решениями, за адаптивным обучением. Сейчас стартапы наиграются в создание собственного контента, в трансляцию чужого и займутся инновациями.

2. Качественное онлайн-обучение будет дороже

Валерий Никитин, генеральный директор «ЯКласс.рф»

Объем бесплатно доступной информации в Рунете постоянно растет, но это не говорит о том, что растет ее качество. Имея достаточное количество времени и желания, в Рунете можно найти ответы на любые вопросы, но это не то, что необходимо массовому потребителю. Люди хотят получать качественный сервис и экономить свое время на процессе обучения, максимально быстро и эффективно достигая результата. Современная молодежь в целом ориентирована на лайфхаки и любые технологии, которые помогают сэкономить время на обработку информации. Они понимают толк в качественных продуктах.

Для производителей е-обучения все немного сложнее. Если раньше можно было сделать сайт за пару тысяч долларов, получить аудиторию и начать зарабатывать, то в современных реалиях, чтобы создать мало-мальски полезный интернет-сервис, требуются миллионы долларов, отбить которые не так уж просто.

С ростом предложения на рынке увеличится конкуренция, и производителям придется инвестировать большие средства, чтобы конкурировать с армией дешевых решений. Рынки будут уменьшаться, так как качественное решение будет требовать локализации. Большие затраты и высокие риски повлияют на конечную стоимость качественных решений. В конечном итоге е-обучение придет к контрастному состоянию – море бесплатных сайтов или очень дорогие образовательные решения. Эта тенденция сейчас уже наблюдается на западных рынках и, я думаю, продолжит развиваться ближайшие лет 10 в РФ.

3. Premium останется главной коммерческой моделью в детских приложениях

Олег Ставицкий, CEO Bubl, A&P Media

Несмотря на то что freemium сегодня является доминирующей коммерческой моделью на рынке мобильных приложений, детские аппы – чуть ли не единственная ниша, потребители которой агрессивно отстояли свою точку зрения, не поддались рынку. Немалую роль в этом процессе играет профильная пресса: многие сайты отказываются обозревать приложения, содержащие встроенные покупки. Их не интересуют ни заградительные меры разработчиков, ни устройство приложения: они просто не будут смотреть на ваш апп, если в описании есть слова «Offers in-app purchases». Учреждены несколько сертификатов качества для детских аппов, каждый из которых проверяет апп на предмет встроенных покупок. Лидер рынка, компания Toca Boca, гордо пишет в описании каждого продукта, что родителей не ждут никакие дополнительные траты. В общем, детские приложения – это сегмент, в котором premium прекрасно себя чувствует, и, судя по поведению потребителей и прессы, эта ситуация не изменится в ближайшее время.

4. В «детский» сегмент придут большие деньги и таланты

Олег Ставицкий, CEO Bubl, A&P Media

Категория Kids появилась в App Store совсем недавно. Сегодня это одна из немногих ниш, где на входе пока не нужно показать миллионы долларов. Огромные компании только поворачивают свою голову в эту сторону: Disney учредил свой акселератор, появляются первые брендированные приложения. Аудитория Kids – образованные платежеспособные родители – измучена валом некачественных, дурно озвученных и плохо нарисованных азбук, рисовалок и сортеров. Они хотят развивать своих детей, они готовы платить за это деньги, но они хотят видеть новые подходы, интересную механику и реальные развивающие качества приложений. Они напуганы алармистскими колонками в мейнстрим-прессе, которая бьет тревогу («Родители затыкают детей айпадом, чтобы попить вина – мы растим поколение аутистов!»). Победят три группы разработчиков: те, кто пришел сюда раньше других и занял место (Toca Boca, Fox and Sheep), обладатели брендов (Disney, Hasbro, «Смешарики» , «Маша и Медведь» ) и авторы уникальных, оригинальных аппов, которые меняют наше представление о том, что такое интерактивный образовательный процесс. 

5. Ждем конструкторы онлайн-курсов нового поколения

Юрий Лифшиц, CEO Earlydays

Внезапно оказалось, что для публикации полноценного онлайн-курса недостаточно просто разместить видеолекции в интернете и добавить к ним форму оплаты. Сейчас целый ряд компаний готовят конструкторы курсов нового поколения. В центре внимания – домашние задания, индивидуальные траектории обучения, симуляторы, рейтинги участников курса, контроль времени прохождения, «пинки» по почте для участников. В мире есть достаточное количество сильных преподавателей и образовательных организаций, которые ждут простой и одновременно мощный инструмент для запуска онлайн-курсов.

6. Выиграют те курсы, которые регулярно перезапускаются

Юрий Лифшиц, CEO Earlydays

Как только в центр внимания ставятся результаты студентов, выясняется, что с первой попытки идеальный курс не пишется. Любая эффективная образовательная программа должна пройти многократную обкатку. Преимущество будет за теми системами, которые повторяют один курс 5–10 раз в год.

Курсы, построенные на видео, крайне тяжело редактировать и обновлять. Напротив, курсы, построенные на текстах и картинках, можно обновлять ежедневно. Сейчас заметно движение онлайн-курсов навстречу формату блогов. Каждый микроурок – как пост. Его можно написать за 10–20 минут, многократно редактировать, переставлять микроуроки местами. Реальный двигатель развития курса – вопросы участников. Когда через курс проходит тысяча студентов и хотя бы 100–200 из них активно задают вопросы, обновленная версия курса становится многократно более эффективной.

7. Образование будет проходить через всю карьеру

Денис Исаков, CEO City Business School

«Где вы учились?» – это уже не главный вопрос на собеседовании у работодателей относительно ваших знаний. Главный вопрос: как часто вы обновляете знания, умения и навыки? Бизнес-процессы, методики, подходы, инструменты, бизнес-модели настолько быстро меняются в наши дни, что успешному профессионалу базовых знаний уже не хватает для успешного восхождения по карьерной лестнице. Образование через всю карьеру – это единственный ответ для сохранения профпригодности. А дистанционное образование в данном случае – самый оптимальный вариант, так как только он обеспечивает гибкость графика обучения работающего профессионала, а также избирательность получения исключительно необходимых знаний.

8. Платить будут не за контент, а за сервис

Денис Исаков, CEO City Business School

Контент более не является отдельным коммерческим продуктом. Бесплатного контента от известных преподавателей, бизнесменов на рынке достаточно: подкасты, книги, ролики на YouTube и др. Пользователи больше не хотят платить за контент, раз его можно взять бесплатно в открытом источнике. Пользователи хотят и готовы платить за сервисы, построенные вокруг контента, за удобство его потребления и отбора. Проверка знаний, подтверждение знаний сертификатами и дипломами, поддержка преподавателей, профессиональные комьюнити, сервисы для улучшения рабочих процессов и т.д. – вот в чем видит ценность сегодняшний потребитель услуг рынка дистанционного образования. Также важным фактором является прозрачность обучения. Люди все реже склонны покупать кота в мешке: даже демодоступ не дает полной уверенности в том, что все остальные продукты/услуги будут на заявленном уровне. Поэтому сегодня фримиум-модель набирает популярность.

9. Адаптивный контент будет настраиваться под нас

Александр Оганов, создатель Uniweb

При появлении критической массы аналитики появится возможность делать ультраадаптивный контент, который автоматически настраивается на скорость и эффективность усваивания информации. Подобные технологии уже существуют, но, на мой взгляд, пока еще проходят апробацию. 

Инверсивное образование (flipped education) – это принцип образования, который вырастает из смешанной формы образования и дает возможность обучаться онлайн, а появляться в аудитории для контрольно-измерительных мероприятий и ключевых семинарских занятий. С накоплением массы контента и его технологизацией у студентов неизбежно возникнет желание взаимодействовать с ним удаленно и в своем уникальном режиме. Инверсивное образование позволит разгрузить аудитории и даст возможность в большей степени уделить внимание практико-ориентированному образованию. Это во многом обусловлено скоростью потребления информации, которая растет с каждым днем.

10. Онлайн-курсы будут массово использоваться в обязательных программах обучения

Елена Масолова, Eduson.TV

80 тысяч сотрудников Google записались на курс Udemy по языку программирования HTML5. Речь идет не только об ИТ-компаниях с технически продвинутыми сотрудниками. Два сталелитейных гиганта используют для обучения онлайн-сервисы: Tenaris – Edx, а НЛМК учит новых сотрудников бережливому производству с помощью Eduson. Парадигма «мы особенные и сами разработаем свои курсы» уйдет. Если есть 20 тысяч готовых курсов в маркетплейсах, то как минимум костяк программ обучения будут составлять из них, как из кубиков.

Первоначально этот прогноз опубликован здесь

11. Успех ждет те массовые проекты, которые дают обучающимся немедленный финансовый эффект

Сергей Азатян, партнер inVenture Partners

Большинство предпринимателей и венчурных капиталистов строят в образовании бесперспективные и провальные бизнесы. Они полагают, что технология и продукт отменного качества радикально улучшат образование. Иными словами, они относятся к образованию как к инвестиции, которая когда-нибудь отобьется, и поэтому они не думают о затратах – больше думают о качестве. Но среднестатистический человек думает иначе. Он хочет при помощи онлайн-образования, наоборот, снизить свои затраты, например, на подготовку к университету, на приобретение учебников или получить прибавку к зарплате в результате получения диплома, сертификата о повышении квалификации. 

Среди иностранных проектов, которым удалось этого добиться, можно выделить следующие: Chegg – продает те же учебники, но дешевле; Lynda и Sympoz делают онлайн-курсы, позволяющие быстро овладеть навыками в разных областях; University of Phoenix – за счет онлайн-продукта проще и дешевле получить диплом.