Недавно наш директор по маркетингу Светлана Берегулина вела переговоры с издательством. Она попросила менеджера показать обложку книги и получила такой ответ: «У нас нет фотографии, так что я отправлю вам курьера и вы посмотрите оригинал».

Если бы это был приятельский разговор, то менеджеру бы и в голову не пришло куда-то гнать курьера. Она бы взяла свой телефон, сделала снимок. Через минуту изображение было бы уже в почте у Светланы или вообще передано через социальную сеть. Но если речь идет о делах, то часто мы поступаем не как проще, а как принято.

Технологии приходят в бизнес с опозданием, но приходят обязательно. Если в среде потребителей что-то пользуется большой популярностью, ждите нового тренда в деловом мире. Сейчас это происходит с мобильными устройствами. Ведь предприниматели до сих пор используют их в основном для разговоров и переписки по почте, а простые люди – для всего, что придет в голову.

Продажи персональных компьютеров упали на 30%. В прошлом году в России продали всего 2,7 млн компьютеров. При этом одних планшетов за тот же период продано свыше 7 млн. Мобильные устройства распространены в разы больше компьютеров, но используются они очень ограниченно. Планшет и телефон, как боевые инструменты в бизнесе, хранят в себе огромный багаж нереализованных возможностей.

Новая скорость 

Калининградская сеть ресторанов «Табаско» для внутренних коммуникаций использует WhatsАpp. Когда мы встречались с их директором, он восторженно рассказывал о том, насколько это удобно. WhatsApp есть у всех руководителей компании. У директора в телефоне несколько листов, в каждом из них несколько менеджеров. Получается «широковещательный бродкастинг». Кто-то пишет: «Блин, продукты не подвезли!» Все сразу в курсе, и в той же переписке другой менеджер отвечает: «Сейчас привезем!» 

Другой инструмент, который используют рестораторы, – чек-листы. Раньше ответственный менеджер ездил по всем заведениям сети, проверял их и ставил галочки в таблицах на бумаге. Половичок чистый – ставим галочку, официант улыбается – еще галочка и так далее. Теперь он ставит эти галочки в простом приложении в смартфоне. А директора ресторанов сразу получают пуш-уведомления на свои телефоны – есть ли к ним замечания или проверка прошла отлично.

В результате этих простейших нововведений те процессы, которые раньше занимали много времени, происходят намного быстрее. Раньше замечания в ресторанах устраняли через день, а теперь – в течение 15 минут.

Новое качество 

За счет добавления мобильного сервиса к классическому бизнесу возникает новое качество, которое потребители воспринимают как новую услугу. Раньше менеджер одной известной мне логистической компании принимал заказ по телефону, оформлял его, а клиент потом перезванивал и узнавал, как дошел груз. Сейчас клиенты размещают заказы в мобильном приложении. Водитель приезжает, грузит контейнер, фотографирует его на грузовике, а дальше его фотографируют на всех этапах, а пользователь получает на телефон уведомления о том, где находится его груз. Это уже совсем другой сервис, и за него готовы дороже платить.

Все эти технологии доступны и широко используются в потребительском секторе. И множество веб-студий возьмутся за проект по разработке и внедрению такой системы примерно за 1–2 млн рублей, что совсем не дорого для бизнеса, учитывая, что выгода в десятки раз превысит эту сумму.

Новая экономия

Обычно логистические компании посылают на задания сразу двоих сотрудников – водителя и экспедитора, а в упомянутой компании водитель и экспедитор – это один человек. Смартфон с установленным приложением позволяет экономить и совмещать две функции.

В интернет-магазине «Аудиомания» мобильные телефоны помогают сэкономить по-другому. Для учета товаров на складах они используют не дорогие складские терминалы и сканеры штрих-кодов, а дешевые телефоны на Android. Правда, штрих-коды считывают не камерой телефона, а специальным небольшим девайсом, который прикрепляется к телефону и соединяется с ним по bluetooth. Но так все равно получается в разы дешевле и намного удобнее.

На Украине перед чемпионатом по футболу «Евро-2012» вышел закон, по которому каждая торговая точка должна принимать платежи картой. Но оснастить все магазины POS-терминалами было сложно. Тогда «ПриватБанк» сделал приложение для смартфонов и вместе с ним стал распространять мини-терминалы. При условии открытия счета эти «железки» вообще раздавались бесплатно. С их помощью можно было принимать оплату картой. Вставил «железку» в порт для наушников смартфона, и он работает как POS-терминал.

В случае с POS-терминалами бизнес получил толчок со стороны государства. Появилось ограничение, и в тот же момент компании обзавелись передовыми устройствами. Очень странно, что реальные выгоды для бизнеса – скорость, экономия и создание новой ценности услуг – не являются такими же эффективными стимулами для того, чтобы по-новому взглянуть на телефоны и планшеты.

В свое время мы угадали похожий тренд: бизнес обратил внимание на социальные сети. Когда люди повально увлеклись этим явлением для обычного общения, социальными сетями заинтересовался деловой мир. Тогда мы запустили свой «Битрикс24» – сервис для корпоративных коммуникаций в формате соцсети. Теперь мы видим новый тренд – и самое время что-нибудь придумать.