В Кремниевой долине есть такой миф, что в Google даже на самую примитивную, рутинную и бездарную работу нанимают выпускников Гарварда и Стэнфорда. Почему? Просто потому, что могут выбирать. Но в действительности диплом, как рассказывал недавно вице-президент Google по HR Ласло Бок, все больше теряет значение для компании: доля сотрудников без высшего образования в некоторых отделах достигает 14%. На днях Бок назвал колумнисту New York Times Томасу Фридману пять качеств, которые компания больше всего ценит и ищет в людях.

1. Общие когнитивные способности – и это не IQ. Это способность учиться, поясняет Бок, способность схватывать все на лету. Способность связывать вместе разрозненные кусочки информации.

2. Лидерство – но не традиционное лидерство, а лидерство эпизодическое, возникающее в нужный момент. «Традиционное лидерство – это были ли вы президентом шахматного клуба, были ли вы вице-президентом по продажам, как быстро вы дослужились до этого поста? – говорит Бок. – Нам все равно. Для нас лидерство – это когда вы, член команды, столкнувшись с проблемой, в нужный момент выходите вперед и ведете людей за собой». И наоборот – знаете, когда нужно отступить в сторону и дать руководить другим. Эффективный лидер умеет отказываться от власти.

3. Интеллектуальная скромность. Без нее сотрудник неспособен учиться новому. «У людей, которых мы хотим нанимать, может быть яростная, резкая позиция, они могут быть адскими спорщиками», – признает Бок. Но, столкнувшись с новыми фактами, эти люди умеют отступить и признать, что тогда все иначе. Многие выпускники топовых бизнес-школ этого не умеют: свои поражения они приписывают окружающим, а их победы – себе.

4. Ответственность. По-английски это называется ownership, отношение к проблемам команды как к своим проблемам, готовность вызваться и решить общую проблему самому.

5. Опыт. Это наименее значимый из пяти параметров. Наймите всемирно известного эксперта в какой-то одной области, рассуждает Бок, и он будет повторять вам: «Я видел такое сотни раз, вот как нужно здесь поступить». Человек талантливый, любопытный, готовый учиться и способный к лидерству, но не имеющий опыта, тоже сможет найти это «очевидное решение». Иногда он будет ошибаться, но иногда, наоборот, выдаст нечто совершенно новое. И это гораздо ценнее опыта.

Мысль вице-президента компании проста: если раньше Google мог позволить себе нанимать лучших выпускников лучших университетов, то теперь он может позволить себе этого не делать. А нанимать просто лучших.