К концу 2014 года российский рынок онлайн-туризма перешагнет психологически значимую отметку $10 млрд. Объем этого рынка, еще недавно не существовавшего в принципе, в 2013 году оценивается в $8,3 млрд, и за прошлый год он вырос на треть – вопреки стагнации экономики и вообще далеко не идеальным условиям для туристического бизнеса. Туристическая отрасль в целом показала, по данным Росстата, 6%-ный рост. 

Откуда такой прорыв? Он случился не на пустом месте. Вот несколько тенденций, которые постепенно меняют представления российского обывателя об онлайн-туризме. 

1. Электронная коммерция берет свое

Когда: сейчас

За последние 3 года оборот «карточных» и электронных денег в туризме вырос во много раз; за 2013 год в российском интернете оплачено туристических услуг на $1,2 млрд. Свыше 60% россиян на 2013 год являются держателями хотя бы одной банковской карты, и каждый второй оплачивал путевки и/или авиабилеты с помощью электронной коммерции и онлайн-сервисов. Более 40%, по данным опросов, совершали недавно покупки в интернете более чем на 15 тысяч рублей. Это крайне важный маркер, указывающий на готовность покупать дорогостоящие услуги онлайн. Средний чек в туристическом онлайн-сервисе в 2013 году составил около 29 тысяч рублей по внутренним направлениям и около 23 тысяч – по внешним. Для сравнения: по официальным данным, средний чек въездного онлайн-туризма во Франции (Париж, экскурсионная программа, 4 дня) в 2013 году колебался около отметки 1000 евро. 

Развивается и инфраструктура для безналичной оплаты: банкоматы, терминалы, повсеместный переход магазинов и торговых сетей на обслуживание банковских карт. В конце 2013 года стала реальной оплата туристических услуг с помощью банкомата (терминала): потолок максимально разрешенного платежа подняли с 15 тысяч до 50 тысяч рублей. То есть теперь воспользоваться онлайн-сервисом можно, даже не имея банковской карты и электронного кошелька. 

2. Безвозвратные авиабилеты делают путешествия дешевле

Когда: 2014

В 2014 году на улице авиакомпаний праздник. После двух лет лоббирования правительство вчера одобрило законопроект о невозвратных билетах и внесет его в Госдуму. Как он поможет развитию туризма? Все дело в рисках. Согласно ныне действующему законодательству в области гражданских авиаперевозок, материальная ответственность за возврат билета ложится на поставщика услуг. На практике ситуация обычно сводилась к следующему: клиент мог вернуть билет чуть более чем за сутки, получив полную стоимость обратно. Возвращенные билеты ежегодно причиняли игрокам авиарынка до 21 млрд рублей прямого убытка и сильно били по отрасли в целом. 

Новый законопроект вводит так называемые невозвратные билеты, которые будут доступны по гораздо более привлекательной цене (в среднем, по зарубежной практике, на 35–40% дешевле), чем аналогичные возвратные. В обмен на невозможность возврата клиент получает реальную возможность полететь дешевле практически куда угодно даже в пик сезона.

Некоторые авиакомпании уже вводят в обращение невозвратные билеты, особенно на дальние перелеты. Например, туристическая путевка на Камчатку, стоимость которой вместе с перелетом составляет, как правило, не менее 120 тысяч рублей на человека (если едет 1–2 человека), станет на 40% дешевле за счет билетов, которые клиент, взяв на себя риски, сможет приобрести за половину стоимости. Слетать на Урал и в Карелию можно будет, заплатив 6–7 тысяч рублей вместо 15 тысяч, средняя путевка на курорты Краснодарского края за 2014 год также должна подешеветь на 20% за счет снижения цен на билеты. Цена на самые популярные направления пляжного выездного отдыха кардинально не изменится (стоимость перелета до Египта по сравнению со стоимостью проживания в отеле обычно невелика). Однако и Турция, и Египет уже в 2014 году сбросят в среднем 7–10% стоимости со среднего чека за счет введения невозвратных билетов.

3. Внутренний туризм опять становится популярным

Когда: 2015

По данным Росстата, за 2013 год в России отдохнуло порядка 13,2 млн человек. Более 75% всего туристического потока – россияне, однако тенденция на укрепление въездного туризма (Европа, Америка) крепнет год от года. Средний чек на отдых в России, в свою очередь, составил чуть меньше 29 тысяч рублей (для сравнения: средний чек отдыха на Средиземном море – 21 800 рублей за 2013 год).

Внутренний туризм до недавнего момента был тем самым сыном, о котором в семье предпочитали не говорить. Высокая цена и специфический сервис не только не привлекали массовых клиентов, но и сформировали в умах россиян стереотип: отдыхать в России дорого, а если где и можно, то только в Краснодарском крае. Но вот данные за 2013 год: услугами внутреннего туризма воспользовалось более 12 млн человек (расчеты WikiPlanet с учетом данных Росстата за 2012 год). Для сравнения: в Турцию в том же 2013 году съездило 5 млн россиян, в Египет, с учетом сложившейся в стране ситуации, – чуть больше 3 млн.

Российский туризм развивается в основном «снизу», за счет частных инвестиций в отрасль. Там, где 2–3 года назад были заброшенные деревни, теперь появляются современные гостиничные комплексы – их строит частный бизнес. Наглядным примером служит Сочи. Количество отстроенных гостиничных объектов за 5 лет исчисляется тысячами. Около 70% прибрежной полосы застроено частными отелями, санаториями, домами отдыха; приблизительный подсчет количества гостиничной инфраструктуры дает запредельные 1700 объектов в Сочи и сопредельных территориях. С учетом среднего номерного фонда менее 50 мест, загруженность этих объектов близка к 100%. Это замечательный пример того, как современная инфраструктура, отстроенная на должном уровне и в достаточном объеме, учитывающая особенности и потребности туристов, быстро набирает аудиторию постоянных клиентов, которые предпочитают отдых внутри страны выездному туризму. И хорошая иллюстрация того, из чего на самом деле состоит российский туризм – малые и средние гостиницы и организованные туры и только во вторую очередь – крупные гостиничные сети.

Что же касается туров, то там, где раньше большинство из нас только мечтало побывать, теперь проложены организованные туристические маршруты: туры на Камчатку, в Карелию, на Байкал, Алтай, ряд популярных рыболовных и охотничьих маршрутов, которые раньше проводились силами локальных представителей туриндустрии. Консолидация локальных туроператоров и организаторов туров, в частности, в форме туристических онлайн-агентств, позволяет удовлетворить спрос людей с вполне средним достатком на программы и маршруты, которые 2–3 года назад либо не существовали вовсе, либо считались туристической эксцентрикой для элиты.

Таким образом, частный туристический бизнес и онлайн-агентства учат россиян пользоваться всеми преимуществами онлайн-туризма, избегая очевидных застарелых проблем офлайна. Автор этой статьи искренне полагает, что в ближайшие пару лет значительное число офлайн-агентств и туроператоров, к сожалению, разорится или вынуждено будет перейти в онлайн. В США и Европе соотношение онлайн- и офлайн-представительства туристических компаний уже достигло 4:1, и доля онлайна продолжает расти. В России заметные изменения этой пропорции, то есть прорыв в светлое туристическое онлайн-будущее, стоит ожидать к середине 2015 года.