Спорт высоких достижений давно сравнивают с бизнесом, и консультанты научились находить общие принципы победы для спортивных команд и корпораций. То, что происходит в Сочи в этом году, – не только гигантский управленческий кейс по организации Олимпиады, но и множество индивидуальных историй успеха. Каждый спортсмен – отдельный проект со своей тактикой и стратегией. 

Мы отобрали пять книг, в которых анализируются психологические и управленческие факторы олимпийского успеха и то, как их можно применить на практике в бизнесе. 

Эгоизм очень продуктивен

Доктор Джоан Дэхлкоеттер – один из самых популярных американских спортивных психологов и тренеров (сейчас она, например, активно комментирует психологическую подготовку спортсменов на сочинской Олимпиаде), преподаватель Медицинского центра Стэнфордского университета и победитель одного из сан-францисских марафонов. В своем бестселлере «Olympic Thinking: Sports Psychology Coaching for Peak Performance in Sports, Business and Life» она показывает, что психология спортсмена на Олимпийских играх – идеальная модель для исследования особенностей успеха в любой другой сфере. 

1. Один очень известный конькобежец перед каждым стартом совершал очень простую процедуру: он ложился на кушетку и в течение часа проходил трассу у себя в голове. Предварительно он, конечно, тренировался и запоминал на стадионе разные детали – от цвета скамеек до рекламных плакатов. Естественно, чем больше он запоминал, тем подробнее визуализировалась трасса в его памяти. Так, ментально, он проходил трассу несколько раз. Удивительный эффект в том, что чем лучше он запоминал детали, тем лучше был его реальный спортивный результат. В его случае эта индивидуальная особенность – хорошее подтверждение того, что любой процесс, даже самый механистический, можно и нужно моделировать в голове от начала до конца. 

2. Настроиться на победу – плохая формулировка.

Успешные спортсмены не настраиваются ни на победу, ни на результат. Они настраиваются на то, чтобы организм выдержал нагрузку соревновательного процесса.

Это главная мотивация. В любом другом деле тоже в первую очередь стоит думать о своем самочувствии. Такой эгоизм очень продуктивен. 

Не контролируйте неконтролируемое

Книга «Will It Make The Boat Go Faster?» написана олимпийским чемпионом по гребле Беном Хант-Дэвисом и бизнес-тренером Гарриетом Бевериджем. Это рассказ о спортивном триумфе Хант-Дэвиса, перемешанный с практическими советами – как принять спортивную философию и использовать навыки олимпийской команды в деловом мире. Основополагающие принципы, которые отличают успешные команды от неуспешных, по мнению авторов, это: ясность целей, сильная вера, баланс контроля, умение возвращаться на исходный уровень и умение правильно оценивать услышанное.

1. Мы изначально сосредоточили свое внимание исключительно на том, что можем контролировать, и перестали обращать внимание и заботиться о том, на что повлиять не могли. Это означало, например, не беспокоиться о погодных условиях – даже если погода оказывает огромное влияние на производительность в гребле – потому что она была вне нашего контроля.

Например, в одной из регат голландский экипаж, который был главным фаворитом соревнований, проиграл еще до того, как его команда забралась на судно, потому что стали беспокоиться о том, правильно ли сработает переключатель направления ветра, а не о том, готовы ли они к тому, чтобы победить. В итоге все надежды были положены на механизм, а усилия экипажа не имели значения, и они проиграли.

Мы могли бы получить огромные дивиденды, если мы сфокусировали наше внимание в корпоративном секторе на тех вещах, на которые мы повлиять в состоянии. Как много времени и сил тратится ежедневно на то, что мы постоянно беспокоимся о неконтролируемых процессах – например, необоснованных действиях клиентов или конкурентов.

2. На своем пути мы встречали бесчисленное множество людей, которые говорили о недостижимости нашей мечты. Это были скептически настроенные тренеры, журналисты, конкуренты, которые пытались понизить нашу самооценку, а также друзья и родственники, которые действовали из лучших побуждений, стремясь защитить нас от разочарования. Экипаж научился не путать отрицательные мнения других людей с фактами и сосредотачиваться лишь на том, что будет полезно знать для продвижения вперед.

Если же критика окружающих была навязчива, ее энергию использовали как эмоциональное ракетное топливо, еще больше стимулируя себя на достижение результата.

Это важный урок для нас в деловом мире: принимать факты как факты и мнения как мнения. Экипаж по гребле никогда не уклонялся от фактов, но члены экипажа всегда с осторожностью воспринимали бесполезные мнения, осознавая, что это всего лишь субъективное мнение, высказанное вслух. И часто «эксперты» подобного рода, которые высказывают свои скептические замечания, пытаясь предупредить вас об опасности, на самом деле просто боятся сделать шаг вперед и увидеть в ситуации новые возможности, а не дополнительные риски.

Найдите свою середину

Датчанин Ларс Нильсен – бывший спортсмен-гребец, обладатель бронзовой медали на летней Олимпиаде в Лос-Анджелесе 1984 года. Но вот уже ровно 20 лет он тренирует не спортсменов, а бизнесменов, применяя для тренингов методологию олимпийских достижений. В своей книге «Winner Culture» он рассказывает, почему опыт хорошей команды гребцов идентичен опыту командной работы в больших корпорациях.

1. Некоторые спортивные принципы настолько просты в своих формулировках, что ошибочно кажется – мы их и так повсеместно и успешно используем.

Тренер еще на этапе обучения говорит команде гребцов: вырваться вперед – не значит ровным счетом ничего. Сложнее до финишной прямой идти середняком.

Найти середину в гонке – самое сложное. Тот, кто этому научился, никогда не проигрывает и чаще всего в какой-то момент выигрывает. Почему же все, говоря о лидерстве, думают именно о первом месте? Важно понять, что первое место – это лишь результат, но точно не процесс.

2. Почему, вопреки сложившимся стереотипам, команда в гребле не должна чувствовать себя единым целым? Потому что, объяснит вам опытный тренер, в таком случае начинает действовать принцип равномерного распределения энергии. Так устроена психология: каждый спортсмен снижает собственную производительность, делегируя ее часть остальным. Умный тренер не сплачивает команду, а, наоборот, разъединяет ее. В идеальной ситуации каждый должен считать себя единственным гребцом в лодке. Этот же принцип применим и в любых других командных ситуациях – в бизнесе и политике.

Воля первична 

Джерри Прис и Линн Рул опросили десятки олимпийских героев и написали книгу «Three Impossible Promises», в которой показывают, как можно повысить собственную эффективность с помощью технологий подготовки спортивных чемпионов. В первую очередь – надо организовать себя, а потом – организовать других так, чтобы они поддерживали в тебе волю к победе.

1. Все понимают, что чемпионство является командным результатом, но не все понимают, кто является центром этой команды. Если речь идет об индивидуальных достижениях, это тренер или спортсмен? Спортсмен.

Настоящие чемпионы всегда оказываются движущей силой процесса, вся инфраструктура и обслуживающий персонал работают на них так, как этого хочет сам игрок.

Он – источник силы для других, а не другие – источник силы для него. Игрок в любой команде должен чувствовать себя центром вселенной и, не навязывая свою исключительность, выстраивать комфортную среду вокруг себя. Если на это хватит воли и смелости, успех будет где-то близко.

2. Воля тренируется как и любые другие качества. Воля в больших достижениях – и в спорте, и в бизнесе – первична. За волей следуют логика, рациональность, быстрота мысли. Волю часто рассматривают как технологию достижения физической эффективности. Но спортсмены, с которыми мы говорили, чаще всего указывали на волю в контексте исключительно внутренней интеллектуальной работы. 

Стратегия должна быть у каждого 

Бизнес-консультант Стивен Лонг в своей книге «Gold!» сравнивает стратегическое планирование в спорте и бизнесе. Где заканчивается тактика и начинается стратегия при подготовке чемпионов, каков горизонт планирования результатов, бывает ли индивидуальная стратегия в командной игре?

1. Достижения спортсменов последних десяти лет – хороший пример, показывающий, как эволюционировало стратегическое планирование в случае больших проектов. А все мы понимаем, что подготовка олимпийского чемпиона по затраченным интеллектуальным и организационным ресурсам нередко сопоставима с теми усилиями, которые мы тратим на развитие бизнес-проектов. Стратегия, как показывает опыт успешных команд, перестает быть универсальным инструментом, а становится индивидуальным. Стратегия хоккейной команды уже не так важна, как стратегия ее элементов, звеньев.

Стратегия корпорации уже не столь актуальна, как стратегия ее подразделений. Шайбу забивают мини-команды внутри больших команд. 

2. Думая о стратегии, отвечайте на вопрос, который ставит перед собой любой тренер, выводя команду на стадион: почему то, что я нарисовал на листке бумаги, оказывается теорией, а практика на поле совершенно иная? Чем больше чертежи на бумаге совпадают с реальностью, тем лучше ваше планирование. Но для того, чтобы это случилось, тренеры за одну тренировку исписывают многостраничные тетради. Схемы начинают работать, когда вы их рисуете уже на автомате.