«Модный тренд хорош до того момента, пока из модного явления он не превращается в рутинный процесс. Мода уходит, а проблемы остаются», – говорил мудрый Пол Грэм. Big Data – важнейший технологический тренд (и самый надоевший бизнес-термин) последних двух лет, важнейшую роль которого для современного бизнеса мало кто оспаривает. Анализ больших данных прописывают всем компаниям, крупным и малым, как универсальное средство для повышения эффективности и клиентоориентированности. Но, как выясняется, излишнее увлечение сложным процессом, требующим серьезных инвестиций, приводит к интересным рыночным коллизиям.  

Из опроса, проведенного Infogroup Targeting Solutions, следует, что американский бизнес очень увлечен Big Data: 60% маркетологов ожидают, что в 2014 году инвестиции в анализ больших данных значительно увеличатся (30% опрошенных компаний инвестируют в это направление впервые). Проблема в том, что возросшие бюджеты на Big Data не сопровождаются ростом расходов на квалифицированный персонал, без которого инвестиции в инфраструктуру бессмысленны. Только 43% опрошенных компаний заявили, что будут нанимать в этом году новых специалистов по анализу данных – и таких на 13% меньше, чем в прошлом. 

Infogroup Targeting Solutions предупреждает: управленцы часто ошибаются, когда думают, что Big Data – это исключительно технологии и оборудование, в равной степени качество анализа зависит и от человеческого фактора.

Не осознавая этого в полной мере, компании – в особенности средний бизнес – в результате недооценивают необходимый объем инвестиций в модное направление. Машинам в бюджетном планировании места уделяется намного больше, чем людям.

Но даже если бы бизнес подходил к делу ответственно и адекватно оценивал важность кадров для больших данных, найти ему их было бы очень сложно. Несмотря на то что «аналитик Big Data» – обязательный фигурант всех списков с самыми перспективными профессиями десятилетия, на рынке сейчас сформировался серьезный дефицит компетенции, утверждается в отчете McKinsey. Спрос на специалистов по Big Data превысил предложение в разы: почти половина американских компаний сейчас не могут найти нужного числа аналитиков с достаточным опытом работы – слишком юн рынок и слишком перегрет. 

Ситуация изменится через пару лет, когда сформируется полноценный рынок специализированных фирм по анализу больших данных, и часть компаний сможет отдавать Big Data на аутсорсинг. Пока же топ-менеджеры вынуждены каждый день читать про Big Data, чувствовать себя неполноценными, не присоединившись к модному тренду, и беспомощными, к нему все же присоединившись.