Вчера президент призвал заняться регулированием интернет-торговли. Какие нас ждут нововведения, пока можно только догадываться: речь шла о том, что надо собирать больше налогов с сектора, до этого мы слышали новость, что будет понижена сумма покупки, разрешенная для беспошлинного ввоза. Эти предложения многие склонны воспринимать в штыки: мол, просто хотят обложить сектор дополнительными сборами да еще и лишить людей возможности покупать дешевле. Но на деле внимание государства к e-commerce – это плюс. В этом секторе существуют большие проблемы. Другой вопрос – получится ли у государства не только побольше денег собрать, но и побольше проблем решить. 

Вообще говоря, то и другое вполне можно сочетать. Я лично ничего не имею против того, чтобы с сектора собирали больше налогов, – если их будут собирать с тех, кто сегодня их не платит вообще. Ведь те, кто платит, оказываются с ними в неравных условиях. Будет прекрасно, если власть займется и теми, кто зарабатывает на черном нале. Я уже рассказывал про эту схему: большая часть товаров в интернете продается за наличные деньги (и если ты торгуешь дорогой техникой, суммы можно собрать очень большие), потом эти наличные, никак не оформленные, превращаются в чьи-то официально заработанные безналичные. В бухгалтерии они могут проходить как потраченные, например, на ту же технику. Нужно ли говорить, какой ущерб наносится легальному бизнесу? 

Конкретный пример из нашей собственной практики: один из официальных дистрибьюторов бытовой техники и электроники, компания ТВИН, как-то предложила нам новую модель телевизора Philips. Однако этот «эксклюзив» уже вовсю продавался на «Яндекс.Маркете» за 21 500 рублей, при том что цена дистрибьютора была 22 500. На резонный вопрос, а что, собственно говоря, происходит, нам ответили, что есть «нормальные интернетчики, а есть дикие». Вторые покупают модель по 22 500, делают скидку 1000, потом продают «обнал» за 5,5–6%. В итоге с телевизора 300 рублей они заработали. А нам, чтобы заработать те же 300 рублей, надо продавать за 22 800. И много у нас будет покупателей? Остается только переходить в категорию диких. Дистрибьюторы во все это ввязываться или не хотят, или не могут.

Интернет-торговля из-за отсутствия контроля вообще стала неплохим способом отмывания бюджетов и госденег. Один крупный игрок на Дальнем Востоке (участники рынка поймут, кого я имею в виду) в основном озабочен уловом рыбы, нежели бизнесом по продаже электроники. Но как способ быстро легализовать деньги он ему нужен.

Как быть с этими дикими интернетчиками? К сожалению, самые действенные методы здесь – это карательные. Просто ловить за серые схемы, тем более что все очевидно, когда на «Яндекс.Маркете» стоит одно юрлицо, на сайте – другое, кассовый чек от третьего, за помещение в адрес арендодателя платит четвертое. Помогло бы даже такое простое действие, как обязать все интернет-магазины принимать карты – это выведет в белое поле хотя бы часть потока, а покупателю будет предоставлен выбор, как платить.

Ну и, наконец, про таможенные пошлины на зарубежные покупки. Это общемировая практика: во многих европейских странах, делая покупки на американском Amazon.com, вы будете освобождены от уплату пошлины, только если покупаете на сумму не более 30 евро. У нас эта предельная сумма составляет тысячу евро. Почувствуйте разницу. Этот беспошлинный канал для кого-то уже превратился в бизнес. И вопрос тут не в защите отечественного производителя, которая уже всем набила оскомину, а в неравных условиях игры. Для бизнеса пошлина на fashion-товары может достигать по отдельным позициям 40%, поэтому компании вынуждены продавать дорого. Здесь я полностью согласен с Оскаром Хартманном из KupiVip, который писал, что надо не просто обкладывать таможенными пошлинами зарубежные покупки, но сокращать разрыв – одновременно снизить и пошлины для бизнеса ,и лимит зарубежной беспошлинной покупки. 

Да, пошлины все усложнят, да, товары будут стоять на таможне. Но в этом и есть суть саморегулирующейся системы: хочешь чуть дешевле – подожди подольше, хочешь быстро – заплати больше. Сегодня же разница в цене получается такая, что народ готов даже с качеством доставки «Почты России» смириться и месяцами ждать. 

Изменения, несомненно, нужны. Главное только, чтобы они не превратились в сбор взяток, а действительно улучшили ситуацию. Тогда и потребитель не пострадает.