Все-таки лидеры онлайн-торговли еще слишком зависят от древних и якобы умирающих традиционных ритейлеров. Вот и безусловный лидер рынка Amazon предпринял очередную попытку пробиться в офлайновую розницу. Он предлагает небольшим книжным сетям и отдельным магазинам продавать свои ридеры и планшеты Kindle в обмен на комиссию. Во-первых, книготорговцы смогут немного заработать на продаже «киндлов» (сам Amazon продает их, как считается, ниже себестоимости), во-вторых, получат 10% с тех электронных книг, что их посетители купят на Amazon. Онлайн-магазин уже потерпел неудачу с Wal-Mart – сеть сняла Kindle со своих полок, – так что решил зайти в офлайн с другой стороны.

Однако многие мелкие магазины посчитали предложение Amazon оскорбительным. В обмен на скромную прибыль от партнерства они будут терять своих постоянных клиентов, рассуждают одни. Другие вообще заявляют, что Amazon паразитирует на них и на том интересе к книгам, который они поддерживают на локальном уровне. Вспоминается и то, как Amazon торговал себе в убыток, лишь бы установить цену ниже своих мелких конкурентов и выдавить их с рынка. А теперь, мол, пришел мириться. Издатель Деннис Джонсон перевел суть предложения Amazon на простой язык: «Мы убили большинство из вас, а теперь приглашаем оставшихся присоединиться». Это мина замедленного действия, резюмирует техноблог PandoDaily.

Мотивы Amazon вполне понятны. Онлайн-торговля еще много лет и даже десятилетий не будет доминирующей, и пролетать мимо традиционных каналов – значит, терять много денег. Вот другая новость примерно об этом же: оказывается, онлайн-торговля в США по-прежнему сильно опирается на привычные бумажные каталоги. По опросу консультантов Kurt Salmon, почти треть покупателей пользуются бумажным каталогом непосредственно в момент покупки товара в интернет-магазине, и 86% респондентов, покупающих товары в онлайне, прежде находят их в каталоге. Причем каталоги – это не прибежище пожилых, молодые интернет-пользователи листают их столь же охотно. Во-первых, объясняют аналитики, каталоги в чем-то удобнее интернет-магазина, там визуально проще найти нужную категорию товаров и сравнить их. Во-вторых, сами каталоги тоже развиваются и превращаются из справочников в своего рода медиа. Так что, может, и Amazon задуматься о каталоге своих товаров? Если, конечно, на него хватит бумаги.