Онлайн-проект «Сердитый гражданин» сумел привлечь крупного инвестора и в 2014 году, как рассчитывает его команда, должен выйти на прибыльность. Этот проект заметно отличается от большого множества российских стартапов, которые готовят продукты для частных заказчиков или для массового рынка: создатель «Сердитого гражданина» Дмитрий Кох замахнулся на такого клиента, как государственные органы. Причем начал с того, что завалил их жалобами.

Идея создания посредника между недовольными гражданами и государственными органами у Коха возникла после вполне бытовой ситуации. Под окнами его дома в Москве стали строить газовую подстанцию, вплотную прилегающую к детской площадке.

«Зрелище было впечатляющее: колючая проволока, надпись "Осторожно, газ!", желтые трубы, а рядом дети играют, – вспоминает он. – Вместе с другими жильцами мы стали разбираться, куда обращаться, чтобы это остановить, разбирались долго, эта история, если честно, длится до сих пор. Мы совершенно не понимали, куда и с чем нам надо обращаться в таком случае».

Тут у Коха и появилась идея создать ресурс, на котором человек мог бы пожаловаться на неудобства, а его обращение было бы перенаправлено в профильную инстанцию.

Увидел, кликнул, исправил

У Дмитрия уже был опыт работы с государственными органами – он руководил программой по поддержке молодых ученых «Зворыкинский проект». Имелся и опыт создания своего бизнеса, дайвинг-центра в Таиланде. К новому делу Дмитрий и его команда подошли основательно, стали изучать зарубежные аналоги. Оказалось, что такие ресурсы существуют и во вполне благополучных странах – SeeClickFix в США и FixMyStreet в Великобритании. В общем, было с кого брать пример. В 2012 году «Сердитый гражданин» был запущен как независимый онлайн-проект, услуги которого можно было предлагать государственным органам. Предполагалось, что зарабатывать проект будет двумя способами – через подписку организаций на основной ресурс и путем разработки новых, аналогичных сервисов на основе технологии и методологии «Сердитого гражданина».

Считается, что бизнесу с госорганами работать очень сложно. Но Дмитрий уверяет, что государство не так уж отличается от коммерческих компаний, главное – найти точку пересечения и иметь опыт взаимодействия. Донести информацию о своем продукте до потенциальных клиентов было довольно легко, ведь она попадала в различные ведомства вместе с перенаправленными жалобами. Количество посетителей ресурса достигло десяти тысяч пользователей в сутки, а у стартапа появился инвестор – фонд Runa Capital (объем финансирования составил около $1 млн).

«Мы приходили в ведомства и говорили, что мы – те, кто пересылает вам обращения граждан, – рассказывает Дмитрий. – Мы готовы предоставить систему, которая существенно облегчит работу с маршрутизацией и разбором этих обращений, а кроме того, даст бонус на публичном поле, возможность продемонстрировать, что ваше ведомство не боится публичности и прозрачности в работе».

Реакция зависела скорее от уровня технологического оснащения ведомств. «К примеру, в некоторых администрациях, в основном в муниципалитетах, нам говорили, что наша система слишком современная, и она их опережает, – говорит Кох. – А крупные ведомства, наоборот, запрашивали более технологичные разработки».

Другие сложности взаимодействия с государством – долгие сроки согласования, сложный процесс принятия решения о внедрении технологии, нужно готовить много бумаг и так далее, – Дмитрий называет «обычными». К этим перипетиям, по его словам, можно привыкнуть.

Довольный гражданин

«Сердитому гражданину» удалось заключить три контракта: с Главным управлением дорожного хозяйства Московской области (ГУДХ МО), Федеральной службой по труду и занятости и с Министерством образования. Под них был создан отдельный сервис с более оптимистичным названием «Довольный гражданин», разработанный на базе Microsoft Dynamics CRM (на ней же работают похожие сервисы в Милане и Лондоне). В августе 2013 года запустился проект «Довольный гражданин. Дороги Подмосковья». Суть та же, что и у основного сервиса, – граждане подают жалобы, которые обрабатываются и перенаправляются в соответствующие инстанции.

Тут во всей красе проявил себя разрыв в технологическом уровне ведомств. Это привело к тому, что вместо довольных граждан сервис получил много недовольных потребителей, на чьи жалобы не реагировали. «Дороги Подмосковья» стали распределять жалобы граждан по подведомственности и территориальности. Часть уходит на рассмотрение в ГУДХ, а часть распределяется по муниципалитетам (районным администрациям).

«Некоторые муниципалитеты, получая жалобы, отвечали на запросы граждан с задержкой или вовсе игнорировали их – Балашиха, Раменское, Химки, Люберецкий, Чеховский и Одинцовский районы, – объясняет Дмитрий. – Причины различные, например, отсутствие бюджета на ремонт. Отсюда возник определенный негатив к проекту в сети: гражданам было все равно, виноват ли заказчик портала "Дороги Подмосковья" или кто-то другой». 

Дорога в Азию

Тем не менее веру в проект это не убило. Дмитрий признает, что работает на необычном поле – его основным конкурентом в отношениях с ведомствами является само государство. Как только оно научится само решать свои ИТ-проблемы, необходимость в «Сердитом гражданине» отпадет. Однако пока до этого далеко, проект развивается (в 2014 году компания планирует подключить к своему проекту как минимум 15 регионов и получить выручку 100 млн рублей), можно строить большие планы, в том числе по экспорту услуги на международном рынке.

«Мы смотрим на рынок Азии, предварительный интерес там уже есть, – говорит Дмитрий. – Разрыв между гражданами и государственными органами существует во многих странах, и на этом сегодня можно зарабатывать».

Но и вообще на государственных органах зацикливаться не обязательно. Параллельно компания разрабатывает сервис по контролю качества для частных компаний – «Лига качества». С его помощью руководители компаний смогут, например, увидеть жалобы на работу своих продавцов. Таким образом, получается, что и для работы в частном секторе выполнение госзаказов может быть неплохим трамплином.