C 6 по 10 октября в Лас-Вегасе проходила крупнейшая ежегодная конференция о финансовых инновациях в мире – Money2020, на которой мы побывали. Наибольший ажиотаж вызвали выступления вице-президентов Facebook, PayPal (платежной системой владеет eBay), Amazon и Square о том, как они развивают свои финансовые услуги (Square – стартап сооснователя Twitter, позволяющий превратить телефоны в мобильные терминалы для кредитных карт).

Большинство банков в Америке и Западной Европе видят своим конкурентом в интернете PayPal. В ряде стран (например, во Франции) они даже объединяются в группы, чтобы противостоять влиянию этого электронного кошелька. Впрочем, для России это пока не проблема – в целом развитость технологических банковских сервисов и уровень проникновения среди населения крайне низки, да и «Я.Деньги» с QIWI среди электронных кошельков успели отхватить большие ниши до прихода PayPal

Представители же самого PayPal говорили о массированном выходе в офлайн. Основная цель сервиса сейчас – построить замкнутую экосистему. В нее войдут обычные пользователи (поэтому PayPal активно развивает свое приложение для мобильных телефонов), поставщики оборудования и операторы торговых точек. Для последних в PayPal придумали специальное мобильное приложение со встроенной отчетностью и аналитикой по продажам, интегрирующееся с ERP- и CRM-системами. Компания еще раз представила и свой недавний продукт Beacon. Это Bluetooth-модуль для торговой точки, которая мониторит все смартфоны с приложениями PayPal вокруг. Он умеет бесконтактно узнавать пользователя, предлагать ему продукты для покупки и проводить ее оплату. 

Amazon и Facebook представляли конкурента PayPal. Это новый функционал под названием «Register&Pay via profile»: вы можете не только зарегистрироваться в другом сервисе или магазине через свой профиль в соцсети или Amazon, но и автоматически, в один клик, заплатить картой. Так как адрес доставки и прочие данные у Amazon и Facebook уже есть, клиенту не надо на каждом новом сайте вбивать все заново. Да и это надежнее. Для Amazon и Facebook же это дополнительные данные о пользователе. Они позволяют глубоко изучить его предпочтения, а если нужно продавать рекламу (как Facebook), то повысить конверсию. Правда, стратегия у компаний разная: если Amazon целится в рынок небольших интернет-магазинов и пытается поставить их в зависимость, то Facebook хочет откусить большой кусок p2p-переводов и gift-карт (в Америке это огромнейший банковский сегмент). 

Square – стартап Джека Дорси, который до этого был сооснователем Twitter, тоже строит экосистему. У Square уже сейчас 4,5 млн клиентов и $15 млрд оборота в год. Компания начинала с услуг мобильного эквайринга (возможности принимать банковские карты) для малого и среднего бизнеса. Сейчас же она активно развивает направление бизнес-аналитики (изучив транзакции и обороты, можно судить о развитии бизнеса компании) и планшетные решения типа LifePAD или Leaf: в одной коробке продается планшет, мобильный терминал, предустановленные приложения по приему карт, аналитике, CRM- и ERP-системы. Также недавно запущен Square Market (эдакий eBay для клиентов Square), а электронный кошелек Square Wallet получил просто революционное обновление. Он теперь позволяет не только отслеживать транзакции вплоть до конкретных товаров, но и переводить деньги кому угодно просто по адресу электронной почты. 

Если же вам не довелось побывать на Money2020, то многих участников конференции – Simple, Moven, Anthemis, TheCurrencyCloud, eToro, IND и mBank – можно будет послушать и в Москве, на конференции «Деньги будущего» 24 октября.