Итоги года 2013 Партнер проектаSony XPERIA

ГодВ нон-фикшн литературе

Даниэль КанеманДумай медленно… Решай быстро

Один из главных нон-фикшн бестселлеров последнего года, книга нобелевского лауреата Канемана повествует о том, как мы принимаем решения. Особенно неправильные. Канеман погружается в квантовую механику человеческого поведения, объясняет поступки, которые мы сами не можем объяснить, и рассказывает, как избежать опасных ментальных предубеждений.

 
Ниал Фергюсон.Империя. Чем современный мир обязан Британии

Книга появилась в России с десятилетним опозданием, но лучше поздно, чем никогда. Это русское издание уже второй работы Фергюсона, шотландского интеллектуала и блестящего популяризатора экономической истории. Репутация главной героини небезупречна, пишет автор, и действительность часто расходилась с провозглашенными самими же британцами идеалами свободы личности — особенно в эпоху порабощения коренных народов, проживавших на гигантской подконтрольной Британии территории. И все же, отмечает Фергюсон, в XIX веке Британская империя сделала кое-что очень важное, проложив «путь свободной торговле, свободному движению капитала и — после отмены рабства — свободному труду».

 
Майкл Сэндел.Что нельзя купить за деньги. Моральные ограничения свободного рынка

Эта книга гарвардского философа и политолога поразила воображение даже Томаса Фридмана, которого, в общем, не так-то легко удивить. Рыночные отношения в современном демократическом обществе, если смотреть на них глазами Сэндела, напоминают базар. Коммерция подтачивает сами основы государства, проникая в общее образование, пенитенциарную систему и правила дорожного движения. Растет спрос на услуги страховщиков, позволяющих зарабатывать на чужой смерти, или, скажем, агентств, поставляющих счастливым родителям на Западе детей от суррогатных матерей с Востока. Сэндел бьет тревогу: что это, если не признаки морального разложения, загнивающий капитализм?

 
Бруно Латур.Наука в действии. Следуя за учеными и инженерами внутри общества

Классическое исследование научной жизни наконец-то вышло на русском. Латур — один из революционеров в философии и социологии науки. В своих трудах он показывает, чем на самом деле занимаются ученые и инженеры, помимо опытов и разработок: борются за власть и легитимность, строят социальные сети, продвигают и продают проекты, точно как предприниматели. А еще упаковывают всю эту бурную деятельность в «черный ящик», непостижимый для внешнего наблюдателя. Этот ящик Латур и вскрывает.

 
Родрик Брейтвейт.Афган. Русские на войне

Бывший британский посол в России написал сочувственную и серьезную историю советской войны в Афганистане. Брейтвейт развеивает самые нелепые мифы об этой войне, смотрит на нее глазами тех, кто подрывался на минах-ловушках, штурмовал древние крепости и играл в политические игры с афганскими чиновниками. Довольно откровенные истории военного быта сливаются в одну большую историю о том, как Афганистан изменил жизнь советских людей и траекторию режима.

 
Сильвия Назар.Путь к великой цели. История одной экономической идеи

Заглавие книги — точнее, ее перевод российским издателем — вводит в заблуждение. Речь не об одной, а о множестве экономических концепций. Все они стали плодом интеллектуальных усилий своих создателей, великих экономистов, а также производными их судеб, характеров, симпатий и антипатий. Назар, наверняка известная читателю прославленной Голливудом биографией математика Джона Нэша, на сей раз рискнула проявить себя в нише, где, казалось бы, раз и навсегда утвердился Роберт Л. Хайлбронер с его «Философами от мира сего». Отчаянный шаг. Или холодный расчет уверенного в себе мастера.

 
Александр Роднянский. Выходит продюсер

Эта книга — творческая автобиография режиссера, теленачальника, а теперь и голливудского продюсера Александра Роднянского: и истории его громких проектов, и рассказ об изнанке машины кино- и телепроизводства, и опыт столкновения с голливудскими студиями, и бизнес-философия автора. Действительность в изложении Роднянского местами кажется отлакированной, но это простительно. Занятных историй и фактуры в книжке достаточно.

 
Фрэнсис Стонор Сондерс.ЦРУ и мир искусств. Культурный фронт холодной войны

После Второй мировой войны американцы поставили цель перехватить инициативу у СССР в области культуры, и средствами, оправданием которым служила разве что высокая цель свободы, пытались отвратить европейских интеллектуалов от соблазнов коммунизма. С литературным изяществом и глубоким знанием темы автор воспроизводит эту грандиозную кампанию манипуляций и лжи во спасение, которую многие в Европе принимали за чистую монету.

 
Том Вандербильт.Трафик. Психология поведения на дорогах

Книга Тома Вандербильта — та же «Фрикономика», только о водителях и пешеходах. Автор раскрывает психологические и экономические законы, которые заставляют нас по-дурацки вести себя на дороге, попадать в аварии и стоять в многокилометровых пробках. Разбирая массу любопытных исследований, Вандербильт еще и подсказывает, как не сойти с ума в потоке машин.

 
Уильям Коэн.Деньги и власть: как Goldman Sachs захватил власть в финансовом мире

Что прежде всего нужно знать о Goldman Sachs? Если верить журналу Rolling Stone, который цитирует Уильям Коэн, это то, что он повсюду: «Самый могущественный в мире инвестиционный банк — это огромный спрут-вампир, присосавшийся к лицу человечества и безжалостно вонзающий свое кровососущее жало во все, что пахнет деньгами». Но если вы все же хотите узнать, как этот монстр устроен, в каких обстоятельствах рожден и как умудряется вечно выходить сухим из кризисной стихии, читайте Коэна, чья предыдущая книга, раскрывающая тайны Lazard Frères & Co, к слову сказать, шесть лет назад стала финалистом книжной премии FT и… Goldman Sachs.

 
Все лучшее от Sony, все лучшее для тебя
Узнать больше о новом слове в мобильной фотографии

Итоги года 2013

Главный редактор: Андрей Горянов

Редактор: Михаил Левин

Тексты и списки: редакция Slon.ru

 

Дизайн и арт-дирекшн: Егор Захаров

Разработка: Михаил Погорельских, Константин Ильченко, Андрей Воробьев, Валентин Назаров

Менеджеры: Елена Глебова, Валерия Сергева

 

Дизайн рекламы: Алексей Бурсаков

Рекламная съемка: Иван Скориков

Продюсер съемок: Екатерина Кузнецова

Копирайтер: Софья Смыслова